Тел.: +7 (4812) 33-04-08 (круглосуточно)
E-mail: info@smolmiloserdie.ru

Милосердие

В Смоленске

Православный портал о благотворительности

и социальной деятельности Смоленской Епархии

Творчество добровольцев

Ченстоховская икона Божьей Матери


 

 

I. В дыму сражений

В 326 г., когда равноапостольная царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков. Дальше о ней сведений не было. Появилась эта икона в России в XIII веке. Галицко-волынский князь Лев Данилович, основатель города Львова, принес ее «с великой честью» и поместил в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю, князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 г. монастырь на Ясной горе (за множество происходивших там чудес ее называли "горой свидения"), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена.

Через несколько лет обитель была ограблена войсками Яна Гуса. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ. Однако невдалеке от монастыря воз, на котором находилась святая икона с разной утварью, погряз в тине, и четверо возничих не могли вызволить его. Тогда один из них, спеша выбраться, наскоро скинул лежавший сверху образ Богоматери. Доска иконы раскололась на три части, однако же лики Спасителя и Пречистой остались целы. Другой, имевший при себе оружие, с досады и злости ударил образ саблей, следы удара так и остались на Ее правой щеке. И тут тело одного из несчастных стало распухать, у другого одеревенела рука, иные стали слепнуть. От страха захватчики бросили воз и икону и бежали. Из ран Божией Матери истекла кровь, и на этом месте образовался святой источник.

Монахи - паулины, следившие за происходящим, извлекли из грязи части расколотой иконы и, там же обмыв их, с подобающим благоговением и честью взяли в свой монастырь, где, соединив доски, поставили икону на прежнее место.

Через тридцать шесть лет чехи снова взяли монастырь, святая икона Богородицы хотя и не была тронута, но монастырю был нанесен большой урон. Утрачены были разные древние документы. В середине XVII века, когда поляки воевали со шведами, нападение которых угрожало, кроме всего прочего, Ченстоховскому монастырю, паулины в 1655 году увезли святую икону Богородицы в Силезию и хранили ее там в Глоговском монастыре того же ордена. Ченстоховская крепость, несмотря на почти десятикратное превосходство сил противника, устояла, и шведы, занявшие почти всю Польшу, должны были удалиться от Ченстохова без успеха. С тех пор в польском народе появилось выражение «трудно, как Ченстохову боронить».

По миновании опасности, в 1656 году, святую икону Богородицы снова привезли в Ченстохов и поставили на прежнее место, благодарно отнеся успешную оборону крепости и монастыря к высшей защите самой Пречистой. В манифесте короля Иоанна Казимира по поводу окончания войны со шведами Богоматерь прямо была наименована «Польскою Королевою». В 1702 и 1704 годах шведы снова осаждали Ченстоховский монастырь, но также безуспешно.

Большой пожар, случившийся в 1690 году, нанес урон обители. Святую икону успели вынести, но все же она оказалась поврежденной, и поэтому ее в некоторой степени «подреставрировали». Несколько раз пытались сделать так, чтобы шрамов на щеке не было видно, но кровавые рубцы проступали вновь. Возможно именно тогда икону «окатоличили», то есть, первозданному облику, написанному в греческой манере, придали готические черты, появились неканонические цвета в одеяниях Богомладенца и Божией Матери, расшитых золотыми лилиями. Также «обновили» и Остробрамскую икону Божией Матери, и другие святые образы, оказавшиеся у латинян.

В 1717 году Ченстоховская икона Богородицы была «коронована», то есть состоялась торжественная церемония признания ее особенной важности проявления через нее Божественной силы. На главы Богомладенца и Матери Божьей были возложены короны, присланные из Рима папой Климентом XI. После чего икона была официально признана у латинян чудотворной.

В 1793 году, 6 марта, монастырь заняли прусские войска. А 28 ноября того же года, на поклон святому образу приезжал прусский король Фридрих Вильгельм II. В этом же 1793 году произошел второй раздел Польши между Пруссией и Россией.

В 1813 году русская армия оттесняла наполеоновские войска в глубь Европы. После взятия Варшавы, главнокомандующий М. И. Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия «положительно враждебной Российскому царству Ченстоховской примонастырской крепости». После начала бомбардировки, комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а монахи-паулины вынесли навстречу победителям святую икону Богородицы — список с находящегося у них первообраза. По повелению Государя императора Александра I эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где нею зажгли неугасимую лампаду. Государь Александр I украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями. С тех пор он стал знаменовать собой победу русского оружия.

С чудотворной иконой Ченстоховской Божией Матери связаны имена пяти императоров России. Император Петр I посещал Ченстоховский монастырь, молился перед иконой Богородицы и сам пел во время молебна. В 1813 году Император Александр I посетил монастырь и молился перед чудотворной иконой Божией Матери. С того же года наша Православная Церковь установила празднество в честь Ченстоховской иконы в 6-ой день марта. В 1845 году по повелению Императора Николая I крепость Ченстоховская была срыта в связи с тем, что монастырь укрывал у себя мятежников. На средства, пожертвованные Государем Николаем I, был разбит прекрасный парк.

А 17 апреля 1889 года, в самом центре парка, прямо против монастырского костела с копией Ченстоховской иконы на стене, был установлен памятник «Царю Освободителю» Александру II, сооруженный на пожертвования сельского населения Польши. Примечательно, что именно в Ченстохове в 1870-1872 годах был построен первый православный храм. Поводом к этому послужило чудесное сохранение жизни Государя Императора Александра III от покушения поляка Березовского в Париже. Этот храм, посвященный святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, был сооружен на средства русских полков, стоящих в той местности. Было отмечено, что за все время, сколько Ченстоховская икона Царицы Небесной находилась на Ясной горе, после молитвы перед нею у верующих воспламенялся патриотический дух.

В России, кроме списка Ченстоховской иконы в Казанском соборе Санкт-Петербурга, было известно еще не менее одиннадцати чтимых копий. Один из них — Ченстоховская-Сокольская — славен тем, что по изволению Царицы Небесной он сам изобразился на чистом холсте у художника.

В 1711 году в России появляется одно из первых изображений Ченстоховской иконы, прообразом которого послужила польская гравюра, выпущенная в честь коронования образа. В таком варианте - с коронами, голубем в медальоне, привесами, изображением стены внизу иконы — Ченстоховский образ Богородицы был широко распространен в XVIII-XIX веках. После 1813 года в России стали появляться иконы соответствующие прославленному первообразу, с кровоточащей раной на щеке, а вариант русских списков Ченстоховской иконы XVIII — начала XIX веков стали часто именовать «Умягчение злых сердец», хотя типологически это совершенно другой извод.

В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди хлама в кладовой был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, которые молились перед этим образом. К этой иконе каждую субботу, приезжал блаженный старец, иеросхимонах Феофил, чтобы отслужить акафист. Служение отца Феофила бывало торжественным, и множество народа присутствовало на этих акафистах.

Случай этот далеко не единственный. Известно, что Царица Небесная кроме списков, носивших имя Ченстоховской, даровала благодать первообраза многочисленным изводам, которые носят другие имена. К ним принадлежат такие прославленные иконы Богородицы, как Любечская, Оэерянская, Рудненская, Браиловская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие. Чудотворные изображения Ченстоховской Божией Матери имеются в Киевской Кирилловской церкви, в Харьковском Хорошевском женском монастыре, в Кременецком Николаевском соборе, в Вознесенской церкви г. Острогожска Воронежской епархии, в селе Смоляна на Волыни, в селе Каташино близ Подольска, в городке Сокол долины реки Буг, в местечке Тыврове Винницкого уезда Подольской епархии, в селе Пискаревка Волынской епархии, в Успенском храме слободы Верхняя Сыроватка... Да и в самом Ченстохове, помимо иконы, написанной апостолом Лукой, существовала ее точная копия – в приходском храме в честь равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. После того, как у первого настоятеля храма отца Никодима Андреевича Соколова (будущего преосвященного Иосифа) скончалась в 1873 году супруга Татиана, батюшка, в поминовение ее, заказал для церкви на собственные средства точную копию Ченстоховского образа. Эту работу он поручил некоему Блазиусу Люксу - одному из лучших местных живописцев. К тому времени Люкс был сильно болен чахоткой. Когда он закончил свой труд, то долго не мог расстаться с иконой, ибо она вышла так хорошо, как никогда ранее он не писал... Умер художник спустя недели три после того, как все же решился передать святую икону в храм. Отпуская ее от себя, он плакал. А на обратной ее стороне, кроме поминовения почившей супруги приходского священника, начертал вслед за пророком Осией и апостолом Павлом: «Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Ос. 13: 14; 1Кор. 15: 55).

Пресвятая Богородица призрела на труд Своего живописца. Образ, написанный Люксом, оказался чудесным не только по исполнению, но и по той благодатной помощи, которую сразу же стала подавать Матерь Божия через Свою икону-копию. Одним из первых ее чудес стало исцеление больных ног у отца семейства В.Н. К-на и глаз у его малютки-дочери Леночки. Благодарный молитвенник записал свое свидетельство во славу Пресвятой Богородицы, присовокупив к словесным благодарениям специально заказанные для святого образа серебряные подвески. Ревностный пастырь составил специальную молитву и тропарь и организовал особые общие моления в храме перед Ченстоховским образом Богородицы, которые совершались после всенощных бдений под воскресные дни. И Царица Небесная предивно являла Свою помощь прибегающим к ней. Можно ли после такого изобилия чудес сомневаться в милости к православным Ченстоховской Матери Божией? И если скрылась Она вновь с наших глаз во времена богоборческого безумства, то не наша ли в этом вина?

В XX веке история Ченстоховской иконы Матери Божией в России имела свое продолжение. В 1914 году в Москву попечением Государыни императрицы Александры Федоровны, в виду угрозы наступления немецких войск, были переведены из Польши монахини Красностокского монастыря. С собой они привезли две чудотворные иконы: Красностокские иконы Царицы Небесной. Одна, небольшая, древняя — список чудотворной Ченстоховской иконы, другая — поздняя копия первой, прославленная не менее, чем оригинал. Красностокская древняя икона из Москвы попала в Петроград, в храм Красностокского подворья. После закрытия этого подворья одна монахиня увезла икону в Новгород, затем в Псков. В 1954 г. святыня была перенесена в храм Гродненского женского монастыря, благодаря заботам игуменьи Гавриилы. Вторая икона в 1918 году принесена в подмосковную Екатерининскую пустынь, переданную монахиням Красностокского монастыря.

В 1922 году монахинь разогнали, а монастырь превратили в «Сухановку» - один из самых страшных застенков НКВД. За «вратами адовыми» творились жуткие злодеяния.

Однако монахини сумели сохранить святыню и впоследствии передали ее Никольскому храму в Видном, где она находится и поныне.

А в самую ныне открытую и возрождаемую Екатерининскую пустынь Ченстоховская икона чудом пришла сама! В 1993-1994 годах, на Духов День, какой-то человек принес мешок, сказал: «Возьмите, это вам» — и ушел. В мешке оказались три большие доски, когда их сложили -получилась икона Божией Матери, на которой было написано «Ченстоховская». Долго, всем городом собирали средства на позолоту для реставрации иконы. Освятили ее 15 февраля 2000, в праздник Сретения Господня. С тех пор на Духов День в обители установлено местное празднование этой иконе Божией Матери.

Вот и еще одна поездка предстоит! Как не посетить чудесную святыню?

Однако рассказ о подмосковном паломничестве будет впереди.

 

II. Воительница

Около месяца назад заведующий сектором ВВС Синодального отдела священник Константин Татаринцев с группой клириков совершил освящение Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. В память об этом событии им была благословена руководству Академии «Ченстоховская» икона Пресвятой Богородицы. Появление этой святой иконы в стенах летного вуза не было неожиданностью. В минувшем году именно она, «Ченстоховская», стала хоругвью командующего Военно-воздушными силами Российской армии. Пречистая Дева в честной Своей иконе Сама пожелала вдохновить наше воинство.

А если принять во внимание встречу, о которой ниже пойдет речь, то появление «Ченстоховской» в военном учебном заведении может быть воспринято как явление Промысла Божиего. Эта встреча состоялась во время пленарного заседания XIV Рождественских чтений. Знакомый иконописец, глава братства преподобного Андрея Рублева Игорь Дрождин подарил мне маленькую бумажную литографию. Это был извод «Ченстоховской», и притом необычный: Божия Матерь была изображена в воинской кольчуге и шлеме! На руках у Нее Младенец, а над правым плечом надпись: «Стой за Христа до мученического креста».

-Вот такие иконы мы создали недавно. К написанию этого извода мы готовились целый год, -сказал Игорь Юрьевич.- Две иконы мироточили.

-Как же появилась такая икона -с Божией Матерью в воинском облике? Это Вы сотворили ее?

Нет, - ответил иконописец. – Она чудесным образом явилась сама, именно в таком виде. Причем в нескольких местах России. Иконописцы стали писать образ, который сразу получил распространение. Иконы стали почитаться и появились во многих храмах.

-Как давно это было?

-Около трех лет назад. Видимо, это был ответ на чаяния народа православного. Мы призывали Заступницу– и Она пришла. Неспроста же Богородицу называют Взбранной Воеводой. А изображения такого до сих пор не было. Может, это оно и есть? Идея небесной защиты и покровительства выражена в этом образе с невиданной прежде силой. Божия Матерь предстает здесь не только Страдалицей за род людской, носящей боевые шрамы. Она Сама облачена в бранные доспехи. Нет иной надежды, нет иной защиты, как Царица Небесная, как бы говорит этот образ. Ради нас Она облачилась в броню веры и шлем надежды, как гласит Священное Писание.

Наш разговор продолжается в доме – мастерской иконописца. Трехэтажное деревянное строение в старинном русском стиле возвышается неподалеку от шоссе, ведущего в Зеленоград. В просторных и светлых помещениях расположились мастера-изографы, выше, в горнице, устроена выставка готовых работ.

Игорь Юрьевич указывает на знакомый по репродукции образ Матери-Воительницы: «Вот эти иконы мироточили, покрываясь крупными каплями. Эти капли не высыхали и не застывали».

-А как отнеслось к новой иконе священноначалие?-интересуюсь я.

Игорь Юрьевич протягивает мне листок с текстом. Это тропарь и кондак, составленные в Курганской епархии. Там в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре находится святыня. «Считаю, что настало время для ее общероссийского почитания»-уверенно заявляет собеседник. «Вспомним историю Державной, Казанской икон Божией Матери. Почитание их первоначально возникало и распространялось в среде народа, и потом уже становилось всецерковным».

Наше знакомство с произведениями церковного искусства продолжается. Покровители христолюбивого воинства- одна из главных тем в этом творческом коллективе. Здесь написаны иконы для храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, для часовни в штабе Дальней авиации и других. Образы великомученика и Победоносца Георгия, благоверного князя Димитрия Донского, преподобного Илии Муромца Печерского, Архистратига Михаила, пророка Божиего Илии служат предметами молитвенного почитания среди солдат и офицеров наших Вооруженных сил.

-А хоругвь командующего ВВС тоже вы написали?-спрашиваю я.

Да, это наша работа.

Передо мной невиданная ранее икона Покрова Пресвятой Богородицы. Внизу иконы написаны фигуры святых –покровителей воинства. Икона также создана в мастерской. Объединение в одном образе Пречистой с белоснежным покровом и воинов с мечами и копьями потрясает. Над этой иконой, над «Ченстоховской» надо долго думать, вглядываться в нее, молиться.

Посещение иконописной мастерской, знакомство со святынями оставляет в душе глубокий след. И погружает в глубокое раздумие. Как «неувядаемый цвет чистоты», воплощение милующей любви, нежности, сострадания может явиться грозной –и побеждающей, всепобедной Воеводой? Возглавлять, вместе с архангелами, сонмы Сил Небесных? И обращать в бегство врагов России, устрашенных Ее пламенной доблестью?

Это тайна и правда Божия. Можно долго размышлять над нею, но оспорить ее не решится никто.


М.Г.Васильева

 Свяжитесь с нами:

 67-97-77
   miloserdie-67@yandex.ru
   vk.com/miloserdie_67

   @miloserdie_67

 Как нас найти:

Смоленск, ул. Урицкого, 15